×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Вопрос Вопрос Dmitr'у про Сталина

Подробнее
12 года 1 нед. назад - 12 года 1 нед. назад #119471 от Get
Get создал тему: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Предисловие к вопросу
Сергей Кавтарадзе так вспоминал о визите на дачу к Сталину:

Был душный июльский вечер. Перед обедом они гуляли по саду, Хозяин шел чуть впереди, напевая тенорочком свою любимую грузинскую песню "Сулико": "Я могилу милой искал, но ее найти нелегко..." Кавтарадзе уже готовился тихонечко подпевать (Хозяин это очень любил), как вдруг тот прервал куплет, и Кавтарадзе явственно услышал его бормотанье:

- Бедный... бедный Серго...

И опять Хозяин запел:

- "Я могилу милой искал..."

И опять раздалось его бормотанье:

- Бедный... бедный Ладо...

Кавтарадзе облился потом, а Хозяин пел и вновь бормотал:

- Бедный... бедный Алеша...

Кавтарадзе шел за ним, онемев от ужаса: это все были имена их друзей-грузин, которых он погубил. Долго пел Хозяин "Сулико"... По многу раз пришлось ему повторять куплеты, перечисляя их всех... И вдруг он обернулся и зашептал:

- Нету... нету их... никого нету...

В глазах его стояли слезы, и Кавтарадзе не выдержал - тоже заплакал и бросился ему на грудь.

В мгновение лицо Сталина вспыхнуло яростью - толстый нос, пылающие желтые глаза приблизились вплотную к Кавтарадзе, и он зашептал, оттолкнув его:

- Нету их! Никого нету! Все вы хотели убить Кобу! Не вышло - Коба сам всех убил, бл..дьи дети! (модератора прошу простить, это важное слово из цитаты:)

И он ринулся по аллее, ударив сапогом не успевшего отскочить охранника.
Вопрос. Дмитр, я не могу сказать, что читаю внимательно вашу переписку со Славой, но имиджа поклонника Сталина у вас не отнять. Поэтому спрошу.
Скажите, а как на ваш взгляд формируется такая система, когда огромная страна,куча неординарных и сильных личностей полностью подчиняются воле одного человека? Что является той силой, что заставляет могучих полководцев, гениальных ученых и продвинутых литераторов, говоря словами Поэта, "лебезить, трусить и торопиться"?
Что является гарантией устройчивости такой системы?
Последнее редактирование: 12 года 1 нед. назад пользователем Get.
Спасибо сказали: Dmitr
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119496 от igor0208
igor0208 ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Прошу прощения, но вставлю свои "пять копеек" для ответа на Ваш вопрос.
Первое.
Отрывок, который вы привели, никакого отношения к Кавтарадзе не имеет. Это интерпритация Радзинского и, как я считаю, полностью выдуманный эпизод. Объясню почему.
У самого Кавтарадзе есть свои воспоминания (некоторые частично опубликованные). Ни в одном из материалов Кавтарадзе даже нет намёка на этот эпизод. Кроме этого, его внук по материнской линии - Малхаз ЖВАНИЯ частенько публикуется в различных ленинградских петербургских газетах, к примеру в "Новой Газете СПб" и других. В них он частенько приводит воспоминания своего деда. При всей своей ненависти к Иосифу Виссарионовичу, в его опусах ни разу - повторю - ни разу этот эпизод не воспроизводился. Даже намёком.
Другое, что не вяжется - это фраза Радзинского - И он ринулся по аллее, ударив сапогом не успевшего отскочить охранника..
Согласно воспоминаний людей, лично знавших Сталина, его охранников, его ближайшего окружения - Сталин никогда не был барином. К обслуживающему его персоналу относился всегда с почтительным уважением. И чтобы Сталин пнул охранника - на это способен только больной воображением ум Радзинского. Вообще-то Радзинский - романист. Точнее- псевдороманист. И точно такой же псевдоисторик. Который переворачивает в некоторых своих "произведениях" всё с ног на голову. Верить Радзинскому - просто себя не уважать.
Второе.
когда огромная страна,куча неординарных и сильных личностей полностью подчиняются воле одного человека?
Ещё один стереотип, упрямо насаждаемый с двадцатого съезда. Если без стереотипов уточним ситуацию, то окажется, что начиная с середины 20 годов страной руководило Политбюро - естественно, это была в основном, как принято сейчас говорить - команда Сталина. Политбюро собиралось несколько раз в неделю и обсуждало и принимало решения по любому вопросу - к примеру трата сумм выше 100 долларов США (в валюте) - решение принимало только Политбюро, суммы ниже спускались рангом пониже.
Из всех решений, которые Сталин предлагал Политбюро - больше трети не проходило, и принимались другие решения, которым Сталин подчинялся. Сталин членов Политбюро уважал, к мнению Политбюро всегда прислушивался.
Третье.
могучих полководцев, гениальных ученых и продвинутых литераторов, говоря словами Поэта, "лебезить, трусить и торопиться"?
Можно привести пример - Жуков как могучий полководец - перед Сталиным не лебезил, не трусил, и не торопился. Всегда имел свою точку зрения, отстаивал её. И , кстати, всегда подчинялся решениям не лично товарища Сталина - а верховному Главнокомандующему - раз, и приказам Генерального Штаба -два. Также можно привести и ряд гениальных учёных.
А вот насчёт "продвинутых литераторов" -да. Среди этой когорты как раз большинство тех, кто лебезил, трусил и торопился.
Видимо, у них на это были причины.
И последнее:
Что является гарантией устройчивости такой системы?
Гарантией устойчивости (не только Советской системы, а и любой другой) является, на мой взгляд:
-ликвидация "пятой колонны" -организации, работающей на интересы другого государства;
-обуздание бюрократии.

А вообще-то, ещё древние римляне сформулировали чёткое правило :

«In pace consulares, in bello imperatores, in periculo dictatores» - в переводе на наше понятие - В мирное время - президент, во время войны - Генералиссимус, в моменты опасности страны - неограниченный диктатор!
Спасибо сказали: Dertann, Dmitr, bbsha, Sts
Подробнее
12 года 1 нед. назад - 12 года 1 нед. назад #119497 от Get
Get ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Игорь, ну, само собой романист, причем я ничего плохого в этом не вижу.
"Вы что, читаете романы?" (с) Шерлок Холмс
Я вообще эту историю рассматриваю, как забавную байку, никоим образом не подтверждающую и не опровергающую те или иные прочие факты и точки зрения.
Воспоминания Малхаза Жвания точно также не стоит воспринимать, как истину, и это в порядке вещей.
Насчет Жукова я, кстати, не уверен. Может и не лебезил, но трусил и торопился - скорее всего. Думаю поэтому жизнь себе и сохранил. И это было нормально: такова была система. Мой вопрос как раз связан с тем, как создать и поддерживать такую систему.
Я не прошу дискутировать по поводу достоверности разных точек зрения на историю: это бессмысленно и бесполезно.

P. S.
Вот тут, кстати, чувашские офицеры целую книгу издали " Подлость и ложь Радзинского ". :)
Последнее редактирование: 12 года 1 нед. назад пользователем Get.
Спасибо сказали: Dertann, ZAhAR(Валера)
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119503 от 555 (Сергей)
555 (Сергей) ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
И тема подходящяя "Выбор, сравнение и покупка"
Спасибо сказали: Sts
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119505 от Дядя Шломо
Дядя Шломо ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Фракция “За Родину, за Сталина!”

1. Dmitr
2. igor0208
3. Sts
4.
5.
6.
7.
...и так далее...

Давайте составим список! Если уважаемые фанаты Сталина отвечают за свои слова, они с радостью составят этот список, опубликуют его и создадут здесь свою фракцию, с каким-нибудь названием - я уже креативно предложил его только что вверху, но если они креативнее, чем я, то могут и своё название сделать, какое-нибудь другое.

Интересная закономерность - все выступают сугубо под никами, за которыми нет ни имён, ни фамилий, ничего. Если они отвечают за свои слова, то почему бы в этом списке не открыть настоящие имена? Чего бояться, что скрывать?
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119519 от kot333
kot333 ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
я не за сталина. но то что радзинский конкретный мирдверьмяч особо не секрет.
Шломо только люди недалеко ума оценивают деятельность политиков такого масштаба в черно белых тонах.
:)
Спасибо сказали: Dmitr, Sts
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119520 от Дядя Шломо
Дядя Шломо ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина

kot333 пишет: я не за сталина. но то что радзинский конкретный мирдверьмяч особо не секрет.
Шломо только люди недалеко ума оценивают деятельность политиков такого масштаба в черно белых тонах.
:)


"Гитлер автобаны строил. Поэтому его нельзя оценивать только в чёрно-белых тонах, выбирая чёрный. Он много чего хорошего сделал для Германии." - попробуйте сказать такое в самой Германии.
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119526 от Горец
Горец ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Вячеслав,а вы не оставляете людям право на изменения?Нельзя прожить,а потом понять?Если сразу не оценить?
Как вы думаете,могло быть давление Сталина и "машины " дадено для того,чтобы люди как раз-таки освободились от страха?Но это все перешло от понятийного на животный страх,на страх тела,на инстинкты?А та самая война воспитала свободномыслящих ,самостоятельных (хотя до этого всех приучали жить коллективом)?
Наверное,можно провести параллель:сейчас ответ давлению начал выливаться на Болотной,а не в доносах...
И впрямь,есть много цветов...Или ,не отвечая вопросом на вопрос,приходится утрировать:)?
Подробнее
12 года 1 нед. назад - 12 года 1 нед. назад #119532 от Дядя Шломо
Дядя Шломо ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Gorez,

Я не очень понял то, что Вы пытались сформулировать. Но если я понял хотя бы какую-либо часть правильно, я попробую ответить.

Во-первых, миллионы и даже десятки миллионов людей, которых Сталин уничтожил, уже, к сожалению, не могут участвовать в нашем споре. Те десятки миллионов людей, которые остались живы, но чьи судьбы и жизни были поломаны, из-за уничтожения кого-то из их семей - мамы, папы, брата, сестры, сына, дочери - эти люди знают цену того, что делал Сталин. Дети оказывались в детдомах, жёны попадали за Урал лет на 20 в ссылку, и так далее - Вы сами всё знаете. Возможно, они могут Вам рассказать лучше, чем я, что ЭТО всё значило? Мне мой собственный папа очень хорошо рассказал про моего собственного деда.

Во-вторых, Вы когда-нибудь читали общепризнанную всем миром литературу, правдивость которой никто не отрицает? Читали Солженицына? Архипелаг Гулаг? Один День из Жизни Ивана Денисовича? И сталинские концлагеря в Гулаге уже после войны - это разве ни как не отвечает на часть Ваших вопросов?

И, наконец, посоветую две книжки. Их написал Эдуард Степанович Кочергин, очень мой близкий друг - мы так близки, как будто мы родственники. Заслуженный очень человек, академик, главный художник Большого Драматического Театра (БДТ) им. Товстоногова в Санкт-Петербурге, легендарный театральный и вообще художник, проработал в БДТ на этой должности много десятилетий, много из которых - под руководством бессменного легендарного режиссёра Георгия Александровича Товстоногова. Работает с ведущими артистами театра все эти годы - с Алисой Фрейндлих, с Олегом Басилашвили, и т.д.

ВОТ ИДИ И СМОТРИ -

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%...BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Из ссылки вверху -

Родители Эдуарда Степановича были репрессированы в Ленинграде. Во время войны эвакуирован с детдомом в Сибирь. До 1953 года скитался по России, потом вернулся в Ленинград, к выпущенной из мест заключения матери.

Заметьте, в каком году его мать была выпущена. Его отец был расстрелян.

Скажите, если бы на расстрел вели именно Вас, и Вы были бы ни в чём не повинны, Вы бы что в этот момент думали? Что Вы бы думали о себе, о своей семье, о своей жизни, о своих друзьях, о своих планах, о своих детях? Что бы Вы думали о Сталине?

Скажите, если бы Вы были на месте Эдуарда Степановича Кочергина, и Вашего отца бы расстреляли, а мать забрали бы на рабский труд в Гулаг, как жену врага народа, а Вас бы отдали в детдом, чтобы Вы потом всю жизнь думали о Сталине?

Так ответы на эти вопросы имеются.

Эдуард Степанович написал две книги - так он стал ещё и писателем, в дополнение к тому, что он художник с мировым именем. Он посчитал, что он должен рассказать об этом, и рассказал классно. По первой книге был поставлен спектакль в БДТ, и обе книги получили множество литературных наград. Почитайте их и Вы, я рекомендую.

Эти книги, и такого рода книги, надо читать всем, а потом уже рассуждать в этой теме - возможно, рассуждения были бы более конструктивными.

Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003 (переизд. 2008; СПб.: Вита Нова, 2011)

Крещенные крестами. СПб.: Вита Нова, 2009 (переизд. 2011)

www.svobodanews.ru/content/transcript/2074528.html

Повесть о выживании и надежде. Эдуард Кочергин рассказывает о своей книге “Крещенные крестами”

Дмитрий Волчек: Решение о присуждении премии “Национальный бестселлер” книге “Крещенные крестами” называют компромиссным: были другие фавориты, но члены жюри не смогли договориться и выбрали воспоминания театрального художника Эдуарда Кочергина. Даже если этот выбор сделан под давлением обстоятельств, он кажется верным: вторая книга Кочергина столь же замечательна, как и первая – “Ангелова кукла”, действительно ставшая национальным бестселлером. В “Ангеловой кукле” Кочергин упоминает о своем шестилетнем путешествии из Сибири в Ленинград, начавшемся в 1945 году, в “Крещенных крестами” эта история рассказана подробно. Родители Кочергина были арестованы в годы Большого террора, а его отправили в детприемник НКВД. Он бежал, решил добраться до Ленинграда и найти свою мать.

Эдуард Кочергин: Это воспоминания не только обо мне, а вообще обо всех нас, пацанах, детях, которые попали в разные переделки, в экстремальные события в стране, потому что война, Сталин, все вместе, такой микс. В основном, здесь послевоенная история, конечно. В 1945 году я бегу и в 1952 году прибегаю в город. Некоторые критики, которые читали две книги, говорят, что это дилогия. Пока еще не дилогия, потому что “Ангелова кукла” написана раньше, хотя действие происходит позже. А эта книжка написана позже, а действие происходит раньше. Если говорить о дилогии, то надо ее делать - какие-то рассказы пойдут сюда, а в “Ангелову куклу” добавятся. Но это уже дело будущего.

Дмитрий Волчек: Эдуард Кочергин отмечает в интервью, что о послевоенном Советском Союзе написано очень мало. В его книге страна предстает декорацией мрачной сказки: добраться до цели маленькому герою мешают железнодорожные менты, кондукторы, бандиты, профессиональные нищие и начальники приютов для детей врагов народа: детприемники немногим отличаются от тюрем; отсюда и тюремное название книги.

Эдуард Кочергин: Мало кто знает это старинное выражение сидельцев знаменитых русских тюрем Крестов, некогда бывшее паролем воров в законе, в соседи к которым в сталинские годы сажали политических. Выражение ёмкое и неоднозначное. Когда-то это был пароль, и я воспользовался этим паролем, который уже забыли. “Крещенными” были не только уголовники, но миллионы были и политических крещенных в Крестах, и отец мой сидел там.

Дмитрий Волчек: О своем тайном путешествии по советским железным дорогам Эдуард Кочергин рассказал Татьяне Вольтской.

Эдуард Кочергин: Главный герой всего этого повествования – поезд, то есть дорога. Железная дорога, вагоны-теплушки, “пятьсот веселые” всякие поезда, сейчас забыли это определение. И здесь – железнодорожная карта Советского Союза 1944 года, а в конце вся схема движения моего из-под Омска до Питера. Я попал сначала в Эстонию, потом из Эстонии меня привезли сюда. Вот мой путь на протяжении шести лет.

Татьяна Вольтская: Почему на столько лет он растянулся? Вам сколько лет было, когда вы пустились в путь?

Эдуард Кочергин: Восемь.

Татьяна Вольтская: То есть вас ловили, вы где-то оседали?

Эдуард Кочергин: Конечно, ловили, обязательно ловили. Нет, просто к зиме, осенью, я уже старался сдаться сам. Дело в том, что когда я понял систему устройства этих детприемников, которая работала тогда в Советском Союзе, то важно было пересечь границу области. Вот я был в детприемнике в Омской области, я переезжал в Челябинскую область, пересекал Томскую, становился уже собственником Челябинской области и попадал в челябинский детприемник.

Татьяна Вольтская: Сейчас-то не так, сейчас возвращают через всю страну.

Эдуард Кочергин: Тогда такого не было, не тратили деньги. Зачем? Одно и то же было, что там, что здесь, начальники только разные.
Мне главное было преодолеть одну область всякими способами, а уже на границе, на первой станции, я мог бы сдаться, меня забрали бы в другую.

Татьяна Вольтская: На чем вы ехали?

Эдуард Кочергин: На теплушках, на поездах, всякими способами.

Татьяна Вольтская: Это опасно, ведь вы могли бы погибнуть, наверняка ведь были такие моменты?

Эдуард Кочергин: Конечно, сколько угодно.

Татьяна Вольтская: Например?

Эдуард Кочергин: Ну, я там попадал в руки к ворам-скачкам, они могли что угодно со мной сделать, но не сделали. Они меня учили своей профессии.

Татьяна Вольтская: Вы обученный полностью?

Эдуард Кочергин: Обученный.

Татьяна Вольтская: Если сейчас вы потеряете работу, вы не пропадете.

Эдуард Кочергин: Нет, уже, конечно, у меня такой сноровки нет.

Татьяна Вольтская: Квалификация потеряна.

Эдуард Кочергин: Это профессия очень тяжелая - скачок или майданник.

Татьяна Вольтская: А что такое скачок?

Эдуард Кочергин: Это специалист по подвижному составу, вор в поездах, они обучали прыгать, бегать по крышам вагонов.

Татьяна Вольтская: Почти каскадер.

Эдуард Кочергин: На ходу прыгать обучали – поэтому и скачок.

Диктор: “Обучали, то есть натаскивали меня, как собачонку, все трое. Шеф кодлы — Рытый, или Батя, — из них самый опытный и хитрый мастер, второй помощник — Пермяк и третий — Антип. Попал я к ним, очевидно, в их “отпуск”. И они по восемь-десять часов в сутки мутузили меня. Что только не делали со мной: с утра, кроме всех бегов, приседаний, отжимов, заставляли по многу раз складываться в утробную позу, причём с каждым днём сокращая время, пока не добились буквально секундного результата.
Затем вдвоём брали меня за руки за ноги, раскачивали и бросали с угорья вниз — под откос. На лету я должен был сложиться утробой и плавно скатиться по траве шариком. Учили мгновенно превращаться в пружину и, с силой отталкиваясь от ступени крыльца-подножки, прыгать вперёд, на лету складываясь в зародыша. Упаковывали меня в огромный ватник, на голову нахлобучивали и завязывали зимний малахай и колошматили по мне кулаками, заставляя отбиваться. Чем быстрее я отвечал им сопротивлением, тем похвальнее. Добивались одновременной, а лучше — опережающей реакции с моей стороны. В конце концов после многочисленных посинений я начал звереть раньше побоев. Они добились своего: выработали у меня мгновенную реакцию. После такого обучения за всю последующую жизнь никто не поспевал меня ударить. Я либо быстро выворачивался, либо бил первым. Научили ближнему воровскому бою, то есть приёмам защиты и одновременно отключению нападающего: противник думает, что он мною уже овладел, прижал к стенке, но вдруг сам неожиданно падает на землю, на время лишаясь памяти. Такой древний воровской приём — одновременный удар локтем в сердце и костяшками кулака в висок — называется “локоть”: это расстояние у человека природа сделала равным локтю.
Обучили пользовать нож-финку, держать её правильно, по-воровски, и перебрасывать за спиной, когда нападающий пробует выбить её из рук. Научили ловко и незаметно ставить подножки, перекидывать преследующего мента или кого другого через себя при кажущемся падении и многому другому.
Научили идеально упаковывать вещи, складывать рубашки, пиджаки, брюки так, чтобы они занимали минимальное место в воровской поклаже. Научили ловко скручивать простыни, полотенца, бельё для сохранения товарного вида после раскрутки. Большая часть упаковки, в том числе краденые “углы”- чемоданы, выбрасываемые с поезда, как вещественное доказательство сжигалась или оставлялась в каком-либо схроне — кустарнике, канаве, овраге.
А содержимое складывалось и скатывалось в мешки-сидоры из парусины защитного цвета (чтобы не привлекать внимание людей) и в таком виде доставлялось в “ямы” (места хранения) или “хазы” — в руки законных каинов, скупщиков краденого.
Профессия скачка-маршрутника требовала не только ежедневных тренировок, но и холодного расчёта, смекалки, наблюдений, разведки. Во-первых, необходимо было наизусть выучить расписание движения поездов. В сталинские годы пассажирские поезда ходили чётко, не опаздывая. Во-вторых, поездушники хорошо знали все географические особенности маршрута — все виражи, повороты, заставляющие поезда двигаться медленнее, все подъёмы на высоты и спуски с них, где поезда также понижали скорость. Знали, в какое время тот или иной состав будет проезжать эти места. Предпочитали поезда, которые проходили в нужной географии ночью. При посадке пассажиров наблюдали, кто с чем в какой вагон садится, и намечали два-три объекта для “кормления”. Воры знали, в какое время на каком маршруте контролёры проверяют проездные билеты. Никогда не начинали работать сразу после посадки. Давали кондуктору и вагону время успокоиться, залечь, заснуть. И только потом начинали действовать.
Поначалу отсиживались в тамбурах или кочегарках в конце состава. Выдры-отмычки имели всех типов. Когда поезд покидал станцию и набирал скорость, с нужной паузой проходили в намеченные вагоны по крышам, чтобы лишний раз ни перед кем не
засвечиваться. Такой номер назывался “перейти по хребту крокодила”. Иногда этот трюк проделывался с чемоданами. В ту пору закрытых переходов — кожаных диафрагм, как в современных пассажирских поездах, — ещё не было. И при ловкости им ничего не стоило мгновенно забраться на крышу или в полной темноте при движении эшелона перейти по бамперам и крюкам подвески из вагона в вагон, по ходу вскрыв торцевую дверь.
Засветившись на маршруте Кауровка–Мулянка между Свердловском и Молотовым, кодла скачков переезжала в другую область, где у них тоже всё было отработано. Запомнилось, что по маршруту Молотов–Киров они имели три ямы-хавиры. В одной маруху прозывали Косой Матрёной, во второй — Ганькой-Торопышкой, а в третьей — просто Фроськой”.

Эдуард Кочергин: На пути этих шести лет в разных местах, которые в России сильно отличались (может быть, сейчас меньше), друг от друга, даже по народу, по говору, по условиям жизни, происходили всякие события. Переехал на Урал, и так получалось, что я пошел по северной дороге, по югу Архангельской области проехал, и оттуда уже спускался до Питера. Ну, как спускался, по карте видно, чуть-чуть спустился.

Татьяна Вольтская: Где радушнее вас встречали, где хуже?

Эдуард Кочергин: Север лучше всего, русский Север – это самые радушные люди, самые добрые, хотя, пожалуй, намного беднее, чем уральские люди. На Урале жадный народ, там даже видно по архитектуре, как они живут – огромные заборы, собаки, закрытые дома, ставни такие мощные, все закрывается, крепости такие, не проникнуть никуда. Потом там тебя могли сдать в милицию, а на Севере, наоборот – помогали, кормили.

Татьяна Вольтская: Ни одна семья не предложила вас взять к себе?

Эдуард Кочергин: Нет. Ну все понимали - я же возвращался к матери, на родину. Вообще про это время мало написано, вы знаете. Это было интересное время. Переселение такое народов с Востока на Запад. Было очень много эвакуированных в Сибири, на Урале, и конечно, все стремились на родину после войны. Я вот в этот поток попал. В августе я бежал, ехал на запад из Омска, в сторону Ленинграда, а навстречу шли поезда с солдатами, часть из них уже возвращалась с войны, было много всяких калек безруких, безногих, комиссованных, списанных, а часть солдат ехала на Японский фронт. Поезда с танками, с пушками, огромное количество поездов шло на Восток, на Японский фронт. И шли поезда с возвращавшимися с войны, побитыми, оттуда. И вот я попал в эту историю. Тоже об этом никто не писал.

Диктор: “Станция оказалась довольно большой, с рестораном на вокзале и выносом столов на перрон. За вокзалом была довольно обширная площадь, сплошь заполненная машинами, подводами, людьми, прибывшими встречать или провожать своих фронтовиков.
Первое совместное выступление мы устроили на этой вокзальной площади и имели успех. Меня впервые на добавку люди попросили согнуть профиль Ленина, а Митьку — спеть “Катюшу” — и были очень довольны. Накормили нас и собрали целый узел еды. За два дня работы на станции мы превратились в местную достопримечательность. Пацаньё, купавшееся на реке, хвасталось всем знакомством с нами.
На следующий день мы попытались выступить на платформе станции и чуть было не попались в лапы железнодорожной милиции. Буфетчица перронного ресторана знала про нас от прилипших к нам пацанов и разрешила работать между столиками. В середине дня на станцию прибыл с запада очередной пассажирский поезд и выбросил на перрон партию голодных военных людей. Питие пива и поедание
борща началось. Я вынул из кармана бушлата сталинскую скрутку проволоки, распрямил её и обратился к уже ощутившему вкус пива мужскому человечеству:
— Дорогие народные спасители, товарищи военные солдаты и дядечки офицеры, разрешите за малое кормление спеть вам о вожде товарище Сталине и показать его в профиле.
Митька запел своим высоким голоском, подняв к небу порченную осколками бомб голову:
Сталин — наша слава боевая,
Сталин — наша гордость и полёт…
Только я начал выгибать нос генералиссимуса, как вдруг на перроне возник чёрный мундир железнодорожного легавого мухомора. Натянув на лбину свою фуражку с малиновым верхом, он пошёл прямо на нас. Митька пел:
С песнями, борясь и побеждая,
Наш народ за Сталиным идёт…
Я дошёл до подбородка вождя. Легавый остановился между столами против нас, раздулся красным пузырём и заорал:
— Прекратить! Не положено, я кому говорю!
Армия за ближайшими к нему столиками поднялась, и раздался голос дёргающегося от контузии старлея:
— Это что?.. Петь про вождя не положено?.. А по… пятьдесят восьмой… статье… знаешь, что положено?!
И он посмотрел на легавого мухомора своим единственным свирепым глазом. Другой военный, важнее чином, велел тыловой крысе срочно отползти подальше от греха, что тот мгновенно и сделал.
Мы с Митяем исполнили перед армией всё до конца, но поняли, что, как только поезд тронется, нас заберут в кутузку, поэтому перед самым отходом состава нам пришлось прыгать с перрона и бежать через пути на другую сторону станции, чтобы не попасться на глаза нашему легавому.
Следующим утром к нам в логово на мельнице прибежали два уже знакомых нам местных шпанёнка и сообщили, что вчерашним днём на станции нас искала милиция и даже спрашивала, не знает ли кто, куда мы пропали.
Во как! Значит, опасения были не случайными.
Придётся снова залечь на дно”.

Эдуард Кочергин: Здесь вот люди, которых я встречал по дороге, разные - хорошие и плохие. Были и хорошие. Допустим, в детприемнике под Омском самая гениальная тетка просто была полоскательница, посуду мыла, посудомойка. Машка-Коровья Нога, гениальная тетка.

Татьяна Вольтская: Чем она была гениальная?

Эдуард Кочергин: Добрая, никого не боялась, потому что она была увечная. Коровья нога - это от рождения, у нее не было ступни, была только пятка, такие вот рождаются люди. Это в народе называется коровья нога. У нее специальная обувь, которую очень трудно было шить, и там один мастер на все руки, который у нас был в детприемнике, он тоже был ссыльный, грек, он был приписан к этому детприемнику НКВД. Но он умел все делать, и обувь тачал. Вот он ей сшил сапог, потому что тот износился уже, и она с радостью устроила угощение ему, и во дворе, где у него была мастерская, в сарае, плясала и пела гениальную частушку, которую я запомнил на всю жизнь. Частушка, достойная Гомера:

Из-за леса темного
Везли *уя огромного,
На двенадцати слонах,
Весь закован в кандалах.

Это эпоха просто. Вот такая была тётка, которая нас защищала, не боялась никого, никаких начальников, ругала охрану, потому что они прятались от войны. Здесь охранять кого? Детишек? А там ребята воюют. Вы - гады. Она их ругала, они ее боялись. Вот такая тетка.

Татьяна Вольтская: А вам она сделала что-то доброе?

Эдуард Кочергин: Она меня вылечила. У меня уши заболели от простуды. А медицинская часть называлась у нас мралкой. Медсестра (там врачей не было), у нее такая кликуха была - Капа-кромешница. У нее одно лекарство только было от всего - стрептоцид. У меня страшно болели уши, никто не мог помочь, я был в этой “мралке”, и Машка меня спасла. Она деревенская, местная. Настой какой-то травы жуткой, темной мне капала в уши. Это меня спасло. Мне постепенно стало лучше. Закрыла ушли ватой. В общем, она меня вылечила.

Татьяна Вольтская: А еще кто помог?

Эдуард Кочергин: Еще в Перми тоже вылечила, но после избиения. Я бежал, меня поймали по дороге, вернули, и там устроили бойню, просто бойню, вот эти церберы. И бросили еще в карцер. Там холодно, я стал кашлять, мог вообще отдать концы. И пожалела медсестра, хорошая оказалась, которая вызвала врача, и врачиха забрала меня в больницу. Эта врачиха, Мария, меня выходила. Она была из Питера.

Татьяна Вольтская: Но, наверное, были и те, кто вас чуть не погубил?

Эдуард Кочергин: Конечно, довольно много. Церберы такие были жуткие, которые там меня лупили за побег. И в Вологде был такой тип жуткий, маленького роста, лилипут его кликуха была. Он любил дирижировать. Он нас всех выстраивал хором и заставлял петь песни про Сталина – “Сталин и Мао слушают нас”. Он маленького роста, и так как стояли мы на подиумах, под него подставляли коробку такую. Жуткий был тип.

Татьяна Вольтская: И что он с вами делал?

Эдуард Кочергин: Просто лупил палкой. А у меня нет слуха, да и не для пения я создан.

Татьяна Вольтская: Не тянули вы на Сталина и Мао, да?

Эдуард Кочергин: Лупил просто по голове палкой.

Диктор: “Вспоминается ещё одно событие, героем которого я стал. Накануне Дня Победы, восьмого мая, наш сводный хор в десять утра в главном зале ДП репетировал очередную серию песен про вождя.
Я, вспомнив 1945 год, параллельно пению выгнул профиль генералиссимуса из медной проволоки, и он пошёл гулять по рукам. Лилипут заметил со своего ящика что-то неладное в хоровом строю, в конце песни спрыгнул с пьедестала и отобрал у одного из шкетов проволочного вождя, завизжав неожиданно на него:
— Где взял, мерзавец? Кто сделал, говори!
Пацанок испуганно молчал.
— Молчишь, гад?! Петь все будете у меня до ночи, не переставая! Обед и ужин отменяю, если не скажете, кто сделал вождя из проволоки!
Мне пришлось сдаться. Я и представить себе не мог, что сделал что-то противозаконное. В 1945 году все восторгались рукомеслу и похожестью проволочных вождей и кормили нас.
— Я запрещаю тебе, мелкий преступник, прикасаться к образу вождя. Кто ты такой — отщепенец, сын отщепенцев! Какое ты имел право изображать вождя проволокой? Образ великого Сталина могут создавать только заслуженные товарищи-художники!
— Да я в честь Дня Победы…
— Молчать! Я кому говорю — не прикасаться!
— Но мы же поём про вождя…
— Не возражать, поганец! В карцер его, в карцер на десять суток, немедля!!! — визжал лилипут. И мощная охранная пердила, выдернув меня из строя за шкварник бушлата, потащила в подвал. Так мне не случилось участвовать в праздничном хоре, посвящённом пятилетию Дня Победы.
В карцере я думал: почему же раньше мне разрешали изображать вождя, а сейчас запретили?.. Что произошло, что изменилось?.. Или только один лилипут так считает, а другие начальники разрешат?
А может, что-то вообще другое начинается?”

Татьяна Вольтская: Я много художников на своем веку видела и как-то привыкла думать, что художник - это человек не очень говорящий и не очень пишущий - вы ведь тоже начали писать не сразу, довольно поздно у вас это прорезалось.

Эдуард Кочергин: Совсем поздно.

Татьяна Вольтская: Каким образом вы пришли к мысли, что нужно написать?

Эдуард Кочергин: Это получилось случайно. Я рассказывал разные истории в компаниях, и многие люди говорили: вот это надо записать, то, что ты рассказываешь - это уникально, это интересно. Замечательный художник есть московский, может быть, вы слышали - Сергей Бархин, потомственный архитектор и театральный художник. Мы были в Доме творчества, это еще в Советском Союзе, 1973 год, если не ошибаюсь, под Ригой, и возвращались из Дзинтари в Ригу. И в электричке тоскливо было, я ему рассказал историю капитана, рассказ “Капитан”. Ему это понравилось, он запомнил и нарисовал похороны капитана на листе, и этот лист выслал мне. И начало рассказа написал и велел мне закончить этот рассказ. В общем, он подтолкнул меня на писание. А потом Дмитриевская мне предложила… Знаете Дмитриевскую? “Санкт-Петербургский Театральный журнал”.

Татьяна Вольтская: Марина Дмитриевская, главный редактор.

Эдуард Кочергин: Она тоже стала записывать. Она записывала, но некоторых слов она не знает. Я прошел через толщу людей, разных областей, языковых слоёв - во мне осталось много этого. Какие-то вещи она не понимала, выкидывала. Потом я решил сам записывать. Попав в больницу, сам записал, понял, что мне надо писать самому. И она такую рубрику сделала в журнале “Рассказы бродячей собаки” и напечатала там более 20 рассказов моих. Вот это стало основой потом этой книжки, “Ангеловой куклы”. Потом куда деться? Вызвала какой-то интерес, практически пять тиражей было, так что мне некуда деться, я уже прижат в угол, должен делать. И вот потом написал это, а это еще какой-то вызвало интерес, потому что там рассказы, а это - поезд, движение.

Татьяна Вольтская: Нанизано все на дорогу.

Эдуард Кочергин: Да, дорога. Здесь меня спрашивали, какая идея книги, какой смысл ее. Главная идея - выживание человечка, попавшего в экстремальные обстоятельства и в экстремальную историю страны, вот это тоже важно, потому что это все было в сталинские времена, после войны был голод, о котором забыли, 1947-49 год, голодуха была жуткая, и вот я попал и выжил. Вот о выживании.

Татьяна Вольтская: Благодаря чему вы выжили, как человек? Не как вор, не как подонок, которым могли бы стать совершенно спокойно, не как скачок, а как художник, как человек, помнящий себя?

Эдуард Кочергин: Благодаря ремеслу, как ни странно. Я не был силен, не был зверем по-человечески, просто природа другая, единственное, что Господь наградил меня хорошей зрительной памятью и ремеслухой. То есть уже в семь лет я мог нарисовать карты хорошие игральные, а это был дефицит, к восьми годам я выучился, вот здесь есть глава, называется “Проволочные вожди”, я выучился из проволоки выгибать профили Сталина, Ленина и показывать это как шоу такое. Это было модно - 1945 год, Сталин все-таки. Из медной проволоки толстой профиль делал на ваших глазах. Потом я по дороге еще встретил дружка слепого, которого тоже выкинула война, он из новгородских деревень. Ослеп, немцы разбомбили поезд, и вот он оказался в Сибири волею судеб. И мы встретились с ним в одном вагоне. Нас лагаш (кондуктор на фене) в тамбур закрыл. Он пел песни, ходил слепой по вагонам, а я профиля делал. Из этого тамбура мы сбежали - у меня ключи были, отмычки. И у нас была такая компания - он пел о Сталине, а я делал Сталина, зарабатывали на Иосифе Виссарионовиче еду.

Татьяна Вольтская: Хоть что-то доброе.

Эдуард Кочергин: Вот смешно или грустно, как угодно.

Татьяна Вольтская: Ваша история, это история и людей, с которыми вы встречались…

Эдуард Кочергин: Да, конечно, очень много людей, разных, неожиданных, и неожиданно хороших, совершенно из разных слоев. Это время, когда все перемешалось. Встречались и из очень интеллигентных семей, которых выслали или эвакуировали. Это была страна… это какой-то был вообще винегрет всего, не было никакого понятия о каких-то формациях, классах, все было едино. Вот начинается вторая часть повести как раз с этого, что на станциях было все, и все национальности вместе, кто угодно, все вместе.

Дмитрий Волчек: Эдуард Кочергин рассказывал Татьяне Вольтской о своей книге “Крещенные крестами”, удостоенной премии “Национальный бестселлер”.
Последнее редактирование: 12 года 1 нед. назад пользователем Дядя Шломо.
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119540 от Горец
Горец ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Вячеслав,главной ценностью я считаю человеческую жизнь.Без сомнения.И еще-внутреннюю культуру:это когда требовательность к себе превышает требовательность к другим.Сталина и Гитлера ставлю в один ряд.Заметьте,не оценивая.Потому что мои оценки могут быть вызваны моими стереотипами(воспитанием,средой,образованием,национальностью-всеми этносами и эгрегорами)Такое отношение позволяет не находится "в событии",а со стороны -виднее,согласны?
Конечно,вы можете возразить,что это не "со стороны",а родственники-но ведь человек тем и отличается от животного,что имеет право выбора!И можно выбрать конфликтную информацию,на которой основано большинство постов
Следовательно,чем больше(а главное-КУДА)мы свою психическую энергию направляем,то событие и "разворачивается"!И ,чем больше вы добавили энергии в информацию,тем "быстрее и глубже"ваш оппонент воспримет в штыки ваше предложение.Вы не замечали?Договорились на повышеннных тонах-и получили ровно противоположное в итоге?
Позвольте дружественный совет-обращайте внимание только на хорошее!
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119544 от Get
Get ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Очередное доказательство тому, что дискуссию в рамках поставленных вопросов здесь вести нельзя. Ну, или надо модерировать, модерировать, модерировать.:)
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119546 от 555 (Сергей)
555 (Сергей) ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина

Шломо (Слава) пишет: Фракция “За Родину, за Сталина!”

1. Dmitr
2. igor0208
3. Sts
4.
5.
6.
7.
...и так далее...

Давайте составим список! Если уважаемые фанаты Сталина отвечают за свои слова, они с радостью составят этот список, опубликуют его и создадут здесь свою фракцию, с каким-нибудь названием - я уже креативно предложил его только что вверху, но если они креативнее, чем я, то могут и своё название сделать, какое-нибудь другое.

Вашими стараниями клуб разделится и сократиться довольно быстро. Зато в оставшейся части Вам будет комфортно, сплошной "одобрямс, чмоки-чмоки, спасибо" под каждый пост.

Интересная закономерность - все выступают сугубо под никами, за которыми нет ни имён, ни фамилий, ничего. Если они отвечают за свои слова, то почему бы в этом списке не открыть настоящие имена? Чего бояться, что скрывать?

А вдруг вы и правда агент Моссада и ЦРУ. Захочет человек в Америку слетать, а ему визу не дадут? На Вас подумает, будет искать, писать вдоль борта РЭМа гвоздем претензию? B)
Спасибо сказали: Sts
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119547 от kot333
kot333 ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина

Шломо (Слава) пишет:

kot333 пишет: я не за сталина. но то что радзинский конкретный мирдверьмяч особо не секрет.
Шломо только люди недалеко ума оценивают деятельность политиков такого масштаба в черно белых тонах.
:)


"Гитлер автобаны строил. Поэтому его нельзя оценивать только в чёрно-белых тонах, выбирая чёрный. Он много чего хорошего сделал для Германии." - попробуйте сказать такое в самой Германии.

Шломо ты меня поражаешь.
я ожидал конечно что найдется одаренный человек который начнет сравнивать сталина с гитлером.
но думал это будет на второй странице как минимум. глупо и предсказуемо:)
ну не дано тебе спорить красиво.
причем тут гитлер причем тут автобаны? причем тут немцы. приводить аналогии надо уметь.
на твои искрометные высказывания про автобаны могу ответить лишь то что не будь сталина ты бы ща халдеем в пабе шнапс разносил (если бы на органы в детстве не разобрали) .
так сказать отвечаю тебе на том же уровне :)
Спасибо сказали: Dmitr, Sts
Подробнее
12 года 1 нед. назад #119549 от Горец
Горец ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Уважаемый председатель!(Без сарказма в голосе)А как вы представляете себе информообмен?(Уж коль сразу не замодерировали",то спрошу:))Предположим,один человек задает тему,то другим надо (для помощи оформления )согласиться с ним?Или задать отличный от его точки зрения вектор?И тогда,споря и объясняя свою точку зрения,у него и сформируется ответ на интересующий вопрос?
А если собеседник,"точно знает ответ" и категорично настаивает на своей точке зрения,то вполне возможно получится то,что один не успел открыть рот,а второй уже против.Доказательств много на форуме,нет?
Подробнее
12 года 1 нед. назад - 12 года 1 нед. назад #119550 от Get
Get ответил в теме Re: Вопрос Dmitr'у про Сталина
Уважаемый Горец, то ли в силу своего тупости, то ли по каким-то другим причинам, я несколько раз перечитал ваше сообщение и ни черта не понял.
Наверное, вы не это хотели услышать, но я скажу, что свой вопрос (тему, вектор - называйте как хотите) я обрисовал довольно четко. И обсуждать Моссад, политические фракции на форуме и автобаны в Германии - никак не собирался.
Последнее редактирование: 12 года 1 нед. назад пользователем Get.
Спасибо сказали: Sts
Модераторы: Александр ЮГ555 (Сергей)mmaxОкорокЭдуард