×

Внимание

Форум находится в режиме только для чтения.

Идея Как правильно читать и понимать лабораторные анализы масел

Подробнее
5 года 3 мес. назад - 5 года 3 мес. назад #436003 от Zhelezjakka
В связи с тем, что в последнее время выросла активность обсуждения выбора и практики применения масел предлагаю следующую статью, которая составлена на основе материалов и практического опыта « Ойл Клуба ».
Объективно оценить применение и работу того или иного продукта возможно только опытным путём и проводя экспертные исследования в специализированных лабораториях. Результат теста оформляется протоколом испытаний, который состоит из трёх основных разделов:
1. Общие характеристики и состояние масла.
2. Элементы присадок.
3. Индикаторы износа и загрязнения.

Разобрав каждый показатель, мы сможем объективно оценить насколько правильным был выбор конкретного продукта для данного двигателя и условий эксплуатации.
Для удобства чтения наиболее объемные разделы размещаю под спойлером.

В качестве примера тестов моторных масел на RAM и их обсуждения привожу несколько ссылок: выбор , тест1 , тест2 , тест3 , тест4 , тест5 , тест6 , тест7 , тест8 , тест9 , тест10_дизель , тест11_дизель_серия .

Так как статья не является догмой, прошу тех, у кого есть специальная теоретическая подготовка и практический опыт принять участие в развитии знаний по существу темы.
1. Общие характеристики и состояние масла.

Вязкость кинематическая при 100oС
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Вязкость кинематическая при 40oС
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Индекс вязкости
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


HTHS (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Вязкость динамическая CCS (Low-Temperature Cranking Viscosity)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Щелочное число (TBN - Total Base Number)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Кислотное число (TAN - Total Acid Number)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


pH-кислотность (ВКЩ - содержание водорастворимых кислот и щелочей)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Окисление (Oxidation)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Нитрация (Nitration)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Температура вспышки масла (Flash Point)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Зольность сульфатная (Sulphated ash)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Температура застывания (Pour Point)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Испарение масс NOACK
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Содержание серы (Sulphur)
ВНИМАНИЕ: Спойлер!

2. Элементы присадок.

Молибден (Mo) Molybdenum
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Фосфор (P) Phosphorus Присутствует в маслах в виде противоизносной присадки ZDDP (цинк диалкил дитиофосфат). Эта присадка обладает противоизносными, антизадирными, антиокислительными и антикоррозийными функциями. На сегодняшний день одна из самых применяемых противоизносных присадок, которая присутствует практически во всех маслах. Так же фосфор присутствует в модификаторах трения MoDTP (дитиофосфат молибдена).

Цинк (Zn) Zinc Как и фосфор является элементом противоизносной присадки ZDDP (цинк диалкил дитиофосфат), поэтому часто встречается в анализах в паре с фосфором. ZDDP обладает противоизносными, антизадирными, антиокислительными и антикоррозийными функциями. Цинк также встречается в сплавах металлов подшипников. Цинк могут содержать оцинкованные трубки, радиаторы, краска, болтовые соединения.

Барий (Ba) Barium Встречается в анализах гражданских моторных масел крайне редко. Иногда находится в присадках в качестве моющего средства, диспергирующих добавок, как ингибитор коррозии.

Бор Boron
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Магний (Mg) Magnesium
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Кальций (Ca) Calcium
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Натрий (Na) Sodium Сложные соединения сульфоната натрия и салицилата натрия используются в качестве моющих нейтрализующих присадок. Некоторые производители используют натриевые присадки в качестве дополнения к кальциевым. Кальций + натрий дает меньшую зольность. Некоторые соединения на основе натрия, как например, дибутилдитиокарбамат натрия SDDC, используются в качестве противоизностной присадки, который обеспечивает низкий коэффициент трения с хорошей полярностью.

Вольфрам (W) Современная противоизносная присадка. Выполняет противоизносные и антиокислительные функции, снижает коэффициент трения при высоких температурах. По некоторым данным, оставляет меньше депозитов нежели молибден.

Титан (Ti) Titanium Встречается в виде соединений титана, противоизносной присадки, снижающей износ и трение. Внедрение присадок на основе соединений титана обусловлено экологическими нормами, для частичной замены более вредных для катализатора противоизносных присадок на основе цинк диалкил дитиофосфатов ZDDP, из-за содержания фосфора. Оксиды титана, химически взаимодействуя с поверхностью, создают на ней противоизносный слой. Таким образом, присадки на основе соединений титана снижают износ, обладают антизадирными свойствами, снижают коэффициент трения, хорошо растворимы в маслах, являются эффективным антиоксидантом.

3. Индикаторы износа и загрязнения

Олово (Sn) Tin Встречается в подшипниках скольжения, коренных, шатунных вкладышах, подшипниках распредвалов, в припоях, в направляющих втулках клапанов - в виде сплавов латунь, бронза. При интенсивном износе вкладышей часто проявляется в лабораторном анализе отработанного масла. Олово в качестве металлов износа может появляться в паре со свинцом или медью.

Свинец (Pb) Plumbum Есть в подшипниках скольжения, коренных, шатунных вкладышах. Свинец, как металл износа вкладышей, может появляться в паре с оловом или медью, но встречается и без них. Так же свинец может появиться в анализе как присадка, повышающая октановое число этилированного бензина.

Алюминий (Al) Aluminium Износ поршней, направляющих клапанов, деталей маслонасоса, блока двигателя, подшипников скольжения, теплообменников, а также специальных покрытий на основе алюминия. В свежих маслах может встречаться в небольшом содержании в паре с большим количеством молибдена, а также в виде мусора при производственном процессе смешения масел.

Железо (Fe) Iron Распространенный металл износа в лабораторных анализах: распредвалы, кулачки, толкатели, клапана, гильзы цилиндров, маслонасос, подшипники качения. Железо проявляется при износе или притирке цепей ГРМ и звезд. Особенностью железа в анализах является то, что его количество стабильно прогрессирует в зависимости от длительности пробега.

Хром (Cr) Chromium Материал поршневых колец, но есть и в других узлах двигателя – подшипники качения, выпускные клапана, уплотнительные элементы. Хром главным образом является материалом уплотнительных деталей, где нужна микро герметичность, например, между кольцом и стенкой цилиндра. Хром встречается в виде сплавов. В отработках двигателей пассажирских автомобилей, содержание хрома обычно 1-2ppm - это норма. Если больше 5-7ppm, есть проблемы в ЦПГ.

Медь (Cu) Copper
ВНИМАНИЕ: Спойлер!


Никель (Ni) Nickel Легирующий микроэлемент стали, является материалом выпускных клапанов, направляющих клапанов, покрытия шестерней, деталей подшипников, деталей турбонагнетателей.

Марганец (Mn) Manganese Содержится в сплавах, таких как, материал клапанов, валов, подшипников. Но чаще всего обнаруживается в лабораторных анализах масел, в виде присадок от топлива.

Литий (Li) Lithium Загрязнение от пластичных смазок, используется в их составе, как загуститель на основе жидкого литиевого мыла. Если литий появляется в анализе отработки - это верное указание загрязнения смазкой, применяемой с конвейера при сборке двигателя или при ремонтных работах на СТО.

Калий (K) Potassium В отработанных маслах от присадок в топливо, например, популярная среди автолюбителей присадка Castrol TBE. Есть теория, что калий присутствует в некоторых видах дизельного топлива, встречающегося на рынке в качестве присадок. Калий в отработках может быть от антифриза, например, при попадании антифриза в масло через прокладку ГБЦ. Известно, что современные антифризы содержат присадки на основе калия.

Серебро (Ag) Silver Редко встречается в двигателестроении. Иногда используется как микроэлемент различных сплавов, например, в легировании поверхности высокопрочных посеребренных подшипников.

Кремний (Si) Silicon В свежих маслах, встречается от антипенной присадки на основе силоксана. В отработках кремний встречается от попадания пыли и песка через воздушный патрубок, а также при нештатном подсосе воздуха помимо воздушного фильтра. Отображается в виде загрязнений, оставляемых при ремонтных работах. Может появиться от свежих швов силиконового герметика, в том числе на новых машинах.
Последнее редактирование: 5 года 3 мес. назад пользователем Zhelezjakka.
Спасибо сказали: Get, Car-a-puzz, Dim Ok Авто-Профит, Godself, Эдуард, Сергей
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436011 от Car-a-puzz
Это полезная информация для очень узкого круга, среднестатистического потребителя продукции больше заинтересуют обычные ходовые испытания - допустим два новых автомобиля одного класса при одинаковых условиях эксплуатации, например, Киа Рио в такси, заправляют маслами разных производителей. В итоге получаем информацию следующего содержания:
1. Автомобиль на масле «Бамбарбия» прошёл до капремонта 300000км, средний расход топлива составил 8,0 литров/100км, в процессе эксплуатации был зафиксирован затруднённый запуск при температурах ниже - 35°С. Стоимость масла 500₽/литр, израсходовано 220литров (с учётом доливки) на сумму 110000₽.
2. Автомобиль на масле «Киргуду» прошёл до капремонта 500000км, средний расход топлива составил 7,0 литров/100км, проблем с запуском при температурах ниже - 35°С не зафиксировано. Стоимость масла ....700₽/литр, израсходовано 200литров на сумму 140000₽.

Ну или, как вариант, вскрытие двс на пробеге 200000км с фиксацией износа и состояния деталей. Тоже самое можно сделать и для остальных эксплуатационных жидкостей - тормозная, пауэр стиринг, атф и т.д.

Вот так будет намного понятнее (нагляднее) и очевиднее выбор.

Мобил нечто подобное реализовал, но меня бы они таким образом не убедили...так себе тест. Простому человеку надо и объяснять просто, не углубляясь в сложные химико-технологические дебри! Имхо
Спасибо сказали: badvik
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436012 от Get
Мне кажется, подход от Железяки при наличии эксперта, способного к интерпретации – более эффективно.

Тесты типа "Бамбарбия Киргуду" – это обычно совсем уж стопроцентный маркетинг. И то, что ты простил Мобилу экзерсисы по старой памяти – Пакело бы не простил. На каждый такой тест найдется свой Карапуз, который на уровне красноречия разорвет его результаты на клочья в глазах той самой неподготовленной, но очень кровожадной и чувствительной аудитории.
Спасибо сказали: Godself, Окорок
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436017 от Александр
Мобиловские тесты конечно так себе... Хотя до Рама был Мерин с 3-х литровым движком, брал новый, с самого начала и до продажи лил Мобил1, продал с пробегом около 270 т.км, на пробеге 210-220 т.км меняли прокладки под клапанными крышками - был крайне удивлён чистотой внутри, без каких либо отложений. И только поэтому с самого начала владения Рама в него льётся именно Мобил1 0W20 (5W20 у нас в городе в продаже нет). В телеграмме писал что на днях лазили камерой в горшки посмотреть состояние стенок горшков, поршней и клапанов - нагар на поршнях есть, но не критичный. Мерили компрессию - в шести горшках 11-12 очков, в 4 и 8 чуть больше 10 очков (следствие от разрушения катализаторов, уже есть задиры на стенках), жор масла 1 л на 10000 км, интервал замены масла 10000 км. Пробег 438000 км, мой пробег примерно 300000 км, мотор 4.7 л.
В коробку и раздатку льются оригинальные Мопаровские масла (в коробку АТФ, в раздатку какое то своё). В мосты пробовал и Мопароское, и РэдЛайн, сейчас Кастрол - разницы во всех этих маслах по визуальному состоянию при замене не увидел. Интервалы замены масла в коробке и раздатке 60 т.км, в мостах 30 т.км.
Тормозуху менял уже два раза за пять лет - покупал какую то обычную, простой ДОТ4 без какого либо фетиша на бренд (уже даже и не помню), но не российский.
Антифриз менял два раза, но у официалов, со снятием и чисткой-мойкой радиаторов. Лили типо оригинальный антифриз.
Считать это отзывом или нет решайте сами.

Серёга конечно много написал информации, респект тебе!!! Но лично я ничего не понимаю в этом, и если честно то даже желания нет - слишком много этой информации...
Спасибо сказали: Car-a-puzz
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436032 от Zhelezjakka
Друзья, замысел открытия темы состоит в аккумулировании информации и выработки подхода к исследованию ГСМ в части применения на нашей агрегатной базе.
Считаю, что системный подход наиболее эффективнее, и даёт возможность своевременно принять решение о смене продукта, ремонте, изменению регламента ТО и т.п.
Оценивать спустя полмиллиона километров и несколько лет не имеет практического смысла, так как технологии и рецептуры меняются быстрее.


Теперь по существу.
Опыт теста масел на HEMI показал, что при городской эксплуатации (большой объём переработанного топлива, частые холодные пуски, короткие пробеги, автозапуск) даже масла из топовых линеек на синтетической базе очень быстро "срабатываются".
В частности, растёт вязкость и к 8000км масло 5W-20 "превращается" в 5W-30. Поднимается нитрация и окисление от насыщения топливом и продуктами его горения. Падает температуры вспышки.
Кроме того, в анализах явно присутствует медь. При чём количество меди сопоставимо с железом. Но если для нашего большого мотора 40-60 мг\кг железа это нормально, то такой же объём меди настораживает. Тем более у нас отсутствуют большие медные теплообменники, которые можно было бы обвинить в этом.
От сюда вопрос к сервис-партнёрам, где в HEMI много меди? Кроме тех известных мест, которые упоминались ранее. Так как при существенном общем износе наблюдались бы и другие металлы. И сакральный вопрос - есть ли медь в наших гидрокомпенсаторах?
Спасибо сказали: Godself, Сергей
Подробнее
5 года 3 мес. назад - 5 года 3 мес. назад #436034 от Car-a-puzz

От сюда вопрос к сервис-партнёрам, где в HEMI много меди? Кроме тех известных мест, которые упоминались ранее. Так как при существенном общем износе наблюдались бы и другие металлы. И сакральный вопрос - есть ли медь в наших гидрокомпенсаторах?


Не хочется никого расстраивать, но все пути ведут к....вкладышам. :whistle:
Последнее редактирование: 5 года 3 мес. назад пользователем Car-a-puzz.
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436035 от Car-a-puzz

Get пишет: Мне кажется, подход от Железяки при наличии эксперта, способного к интерпретации – более эффективно.

Тесты типа "Бамбарбия Киргуду" – это обычно совсем уж стопроцентный маркетинг. И то, что ты простил Мобилу экзерсисы по старой памяти – Пакело бы не простил. На каждый такой тест найдется свой Карапуз, который на уровне красноречия разорвет его результаты на клочья в глазах той самой неподготовленной, но очень кровожадной и чувствительной аудитории.


Ген, специалистам это уже не интересно, для не специалистов же важнее «ощутимый» результат, а не разговоры о процентном соотношении элементов периодической системы Дмитрия Ивановича. Ты колбасу или виски покупаешь по вкусу (рекомендациям друзей) или после экспертизы состава и сдачи анализов после употребления? :laugh: Ты сколько за рулём? Сколько было машин? У тебя лично, только честно, возникал вопрос о составе моторного масла или тебя вполне устраивала информация о вязкости/допусках и бренде производителя?
Спасибо сказали: Get, garic39reg, badvik
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436036 от АнатолиЧ

Car-a-puzz пишет:

И сакральный вопрос - есть ли медь в наших гидрокомпенсаторах?


Не хочется никого расстраивать, но все пути ведут к....вкладышам. :whistle:

не ведут.
2 мотора выскрывали. 100 и около 300 пробеги. на втором гидрикам хана, поршням тоже. Колено в норме, как и вкладыши.
ну и я не слышал, чтобы тут меняли ПО РЕАЛЬНОЙ нужде колено или вкладыши
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436040 от Car-a-puzz

АнатолиЧ пишет:

Car-a-puzz пишет:

И сакральный вопрос - есть ли медь в наших гидрокомпенсаторах?


Не хочется никого расстраивать, но все пути ведут к....вкладышам. :whistle:

не ведут.
2 мотора выскрывали. 100 и около 300 пробеги. на втором гидрикам хана, поршням тоже. Колено в норме, как и вкладыши.
ну и я не слышал, чтобы тут меняли ПО РЕАЛЬНОЙ нужде колено или вкладыши


Речь о большом количестве меди в отработке...в поршнях или гидрокомпенсаторах есть медь?
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436046 от DonLeon
Вложения:
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436047 от Car-a-puzz
главное не лить суррогат и не добавлять присадки, иначе будет абсолютно всё равно сколько там меди т.к. её придётся выкапывать совковой лопатой B)



Подробнее
5 года 3 мес. назад - 5 года 3 мес. назад #436050 от Get

Car-a-puzz пишет: Ген, специалистам это уже не интересно, для не специалистов же важнее «ощутимый» результат, а не разговоры о процентном соотношении элементов периодической системы Дмитрия Ивановича. Ты колбасу или виски покупаешь по вкусу (рекомендациям друзей) или после экспертизы состава и сдачи анализов после употребления? :laugh: Ты сколько за рулём? Сколько было машин? У тебя лично, только честно, возникал вопрос о составе моторного масла или тебя вполне устраивала информация о вязкости/допусках и бренде производителя?


Ты прав. Впервые меня начало это волновать на чортовом ХЕМИ. Потому что он отвратительно цокает.
Помнишь, когда я купил первый Рэм в 2007 году, мы с тобой в первую 1000 км раза 3-4 меняли масло, чтобы он перестал цокать, полагая, что это засравшийся гидрик.
Но цокать он не перестал и успешно процокал еще 100К у меня и 100К у следующего владельца. Да и сейчас где-то цокает себе небось...

А меня это не прекращает бесить.
Последнее редактирование: 5 года 3 мес. назад пользователем Get.
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436051 от badvik

Разобрав каждый показатель, мы сможем объективно оценить насколько правильным был выбор конкретного продукта для данного двигателя и условий эксплуатации.


Вопросы потребителя:
- почему это/вообще масло надо менять каждые 5, а не 15 тысяч
- мне навязывают масло в два раза дороже - что это даст, если его так же надо менять те же 5 тысяч
Лабораторные тесты, "усредняющие" показатели под абстрактные условия эксплуатации - дают ответы на эти вопросы? Или позволяют гарантировать, что конкретное масло успешно работающее на 5.7 HEMI двигателе будет также успешно работать на 1.2 TSI (с поправкой на вязкость)? А на таком же 5.7 HEMI, но заправляющимся другим топливом и постоянно тягающим прицепы?

Какая разница потребителю, отчего так быстро уменьшается вязкость, падают фрикционные свойства ит.д. масло надо менять через 5, а не через 10 тысяч, из-за цинка или никеля? Вы делаете отличную работу... но для производителя.
Спасибо сказали: Car-a-puzz, Окорок
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436052 от Get
У дизельных BMW срок замены масла 35000.
И пока они на гарантии, я уверен, так и делают.
В связи с этим у меня вопрос. Longlife это маркетинг или реальность?
Подробнее
5 года 3 мес. назад #436053 от Zhelezjakka
Виктор, лабораторные тесты делаются на конкретном образце отработки с конкретного а\м.
По ссылкам видно как масло себя ведёт при определённых условиях.
Как раз тесты и дают понимание какое лить и как часто менять для конкретного а\м (водителя), условий и продуктов.
Спасибо сказали: Сергей
Модераторы: Александр ЮГ555 (Сергей)mmaxbadvikОкорокЭдуард